ФГОС (НОО, ООО)

Федеральные государственные образовательные стандарты


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный компонент общего образования (начального, основного, среднего)

Изменения в стандарт среднего общего образования от 07.06.2017 г.

Федеральный государственный стандарт среднего общего образования

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. Зачем нужен новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в мире. Зачем изобретать велосипед? Примерно так думают многие родители и учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» Причинами изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.

Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Стандарт второго поколения в начальной школе

 Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т". Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

· к содержанию основных образовательных программ;

· условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

· результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

· сохранение единства образовательного пространства России;

· равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

· преемственность ступеней общего образования.

Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности. А главным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования". Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями конкретно нашей области, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Наша задача научить детей учиться. Теперь мы ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Обучая ребенка в начальной школе методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить программы средней и старшей ступеней школы. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей. Впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, на первый план выступает семья. Во-вторых, новое в стандартах второго поколения выражается в системно – деятельностном ( самому делать, участвовать) подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин - планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современному УМК, включающему учебники, учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Как вы знаете, Учебно -методический комплект (УМК) состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Все компоненты (учебники и рабочие тетради) УМК создают условия для эмоционального, духовно-нравственного, социально личностного и интеллектуального развития ребенка, проявления им в различных видах деятельности. Содержание, методы и организация учебного процесса ориентированы на ребенка, на развитие и формирование общеучебных умений и навыков, которые подготовят младшего школьника к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с Новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития каждого ученика.

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:

·                     содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;

·                     содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;

·                     учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;

·                     учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Для реализации целей и задач ФГОС второго поколения мы планируем работать по УМК:

·     «Школа 2100»

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основная задача государственного стандарта нового поколения - определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования. Уже сейчас можно сказать об актуальности, своевременности государственного стандарта. Каким станет процесс реализации, покажет практика. Многое зависит как от педагогов так и от родителей.

Реализация Федеральных Государственных Образовательных Стандартов НОО в МБОУ гимназии №44 г. Пензы

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГСО НОО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «… достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности».

Стандарты регламентируют систему школьного образования в целом – не только результаты, но и условия получения образования.

Кабинеты гимназии оснащены компьютерами, телевизорами, DVD-плеерами, видеомагнитофонами, музыкальными центрами, дидактическими и методическими материалами. Оборудованы кабинеты для уроков информатики, трудового обучения, изобразительного искусства.

Основные направления деятельности ОУ по внедрению ФГОС НОО и ООО

·                     Формирование универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

·                     Совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

·                     Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.

·                     Активное использование ИКТ и цифрового оборудования на предметных уроках и во внеурочной деятельности.

Преемственность начального и основного общего образования

в условиях реализации ФГОС

(методические рекомендации)

 

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

 

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка

 

Н О О

О О О

       Обеспечить познавательную мотивациюи интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с

учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного

поведения, определяющего отношения

личности с обществом и окружающими

людьми

 

        Обеспечивать личностное

самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей

учащихся, развитие способностей

самостоятельного решения проблем в

различных видах и сферах деятельности

 

  

Программа работы по преемственности

между начальным и основным общим образованием

(ФГОС НОО - ФГОС ООО)

Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

Задачи:

1. Устранение рассогласованности учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

2. Сохранение и качественное улучшение выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе, а также сохранение их здоровья и развитие познавательной активности.

3. Изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;

4. Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении школьников, включенность обучающихся в новый образовательный модуль.

5. Диагностика сформированности основных учебных умений, предметные диагностики.

6. Реализация единой линии развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования.

7. Обеспечение целостного, последовательного и перспективного характера педагогического процесса.

 

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие

 

НОО

ООО

Цель

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

Метапредметные результаты

освоенные обучающимися

универсальные учебные действия

(познавательные, регулятивные и

коммуникативные),

обеспечивающие

овладение ключевыми

компетенциями, составляющими

основу умения учиться,

и межпредметными понятиями

 

• освоенные обучающимися

межпредметные понятия и

универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные,

коммуникативные),

• способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике,

• самостоятельность планирования и

осуществления учебной деятельности и

организации учебного сотрудничества с

педагогами и сверстниками,

• построение индивидуальной

образовательной траектории

 

Проблема

Работа по решению проблемы

1. Адаптация в условиях предметной

системы обучения.

1. Изучение программ начальной школы - учителем 5 класса, средней школы - учителем начальных классов.

2. Изучение уровня ЗУН в 4 классах.

3. Знакомство с психологическими особенностями

учащихся

2. Формирование детского коллектива в

связи с проблемами подросткового

возраста.

1. Изучение психологии подросткового возраста.

2. Знакомство с семьями детей.

3. Преемственность инновационных тех-

нологий начальной школы в старших

классах.

Изучение технологий, используемых в начальных

классах.

4. Проблема одаренных детей.

1. Изучение в начальной школе, в какой зоне учится

одаренный ребенок. Если не в зоне ближайшего

развития, то принятие соответствующих мер.

2. Изучение психологических особенностей данного

ребенка.

5. Проблема организации самостоятельной работы на уроке.

Наблюдение уроков в начальной школе.

 

6. Соблюдение единых требований.

Наблюдение уроков в начальном и среднем звене.

7. Осуществление обратной связи.

Изучение вопроса при посещении уроков в начальной

школе.

8. Преемственность форм и методов.

 

Изучение форм и методов организации учебной

деятельности учителями начальных классов и среднего

звена друг у друга.

 

Методическая работа

тематика совместных заседаний кафедр

·         Согласование изучения некоторых тем учебных дисциплин (русский язык, литературное чтение, математика) в начальной и основной школах.

·         Преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство требований к их усвоению.

·         Учет возрастных особенностей обучающихся при применении педагогических технологий, обеспечивающих формирование УУД.

·         Преемственность в используемых методах, приёмах и формах организации образовательного процесса.

 

Проблемы преемственности в преподавании отдельных учебных предметов

Проблема

Возможности разрешения

 

Организационно-психологические

 

Недостаточная наполненность урока

учебным материалом, неоправданно

медленный темп урока.

 

Уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.

Недостаточно организованное и чёткое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение письменных

проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.

 

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и других проверочных работ, заканчивать урок по звонку.

 

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.

Разъяснение родителям наносимого ущерба

интеллектуальному развитию их ребенка,

включение в уроки заданий, контролирующие степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий.

Бедность арсенала и однообразие

используемых методов обучения,

несоответствие методического

багажа учителя реальным учебным

возможностям детей.

Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях.

 

Пассивность большинства учащихся

в процессе обучения.

 

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в том числе парной, групповой работы).

Несформированность у школьников

представления об отличном устном

ответе, ответе у доски на уроке

(об эталоне ответа).

Учителям - предметникам совместно с

учителями начальной школы определяться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.

Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое действие, в том числе за краткие или односложные ответы.

 

Добиваться от детей развернутых, полных

ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы.

Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе.

Знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

 

Недостаточная скорость письма, нечёткий почерк у значительной части детей.

 

Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти рук, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

 

На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) - специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.

Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.

Практиковать письменный опрос правил,

предлагать для запоминания не только

стихотворные, но и прозаические тексты.

Элементы псевдоучебной деятельности в процессе обучения; неумение отделять существенное от несущественного.

 

Своевременно отходить от требований,

предъявлявшихся к детям на ранних этапах

обучения, при первом знакомстве с учебным материалом.

Отсутствие у учащихся умения и

привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам,

словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.

 

Рекомендовать иметь в классе справочные

издания, предлагать учащимся задания по работе

со справочниками и словарями, поручать

готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1 этап - предварительный:

1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД , соответствие уровня обученности каждого

ученика потоку обучения.

2. Составление психологической характеристики классного коллектива.

3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми

образовательными потребностями.

4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе.

5. Анализ уровня здоровья учащихся.

2 этап – основной:

1. Входная диагностика ЗУН, УУД.

2. Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, требованиями ФГОС.

3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации.

4. Адаптационный тренинг.

5. Родительские собрания с участием учителей.

3 этап - заключительный:

1. Анализ итогов обучения в 5 классе.

2. Подведение итогов работы по преемственности, определение трудностей в развитии учащихся.

3. Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.